Типичная деятельность, связанная с руководством и лидерством

Кейс «Основа успеха Билла Гейтса»

Уильям X. Гейтс, возможно, является одним из самых влиятельных

людей в отрасли, производящей персональные компьютеры. В 1980 г. в его

компанию "Майкрософт" обратилась корпорация "Аи Би Эм" относитель-

но разработки операционной системы для ее нового персонального ком-

пьютера. Благодаря усилиям недавно нанятого программиста "Майкро-

софт" смогла предложить "Аи Би Эм" теперь всем известную программу

MS-DOS, которая используется во всех персональных компьютерах "Аи Би

Эм" и совместимых с ними компьютерах.

Впоследствии "Майкрософт" стала буквально незаменимой в отрасли

компьютеров. Компания поставляла математическое обеспечение, которое

профессиональные программисты используют на компьютерах произво д-

ства "Аи Би Эм" и "Эппл". Под руководством Гейтса "Майкрософт" уста-

новила стандарты для программ, которые управляют сетями персональных

компьютеров и периферийных устройств. В данный момент разрабатыва-

ется операционная система для второго поколения персональных компью-

теров "Аи Би Эм".

Стратегия установления новых стандартов, что в дальнейшем гаран-

тирует долю на многих рынках, сделала "Майкрософт" крупнейшей ком-

панией по разработке математического обеспечения в США, а Гейтса —

миллиардером. Согласно журналу "Уолл Стрит Джарнзл", «эта стратегия

основывается исключительно на силе воли господина Гейтса, а также на его

умении убеждать, уговаривать, а иногда и припугивать своих самых крупных

клиентов, заставляя их покупать умопомрачительные персональные компью-

теры, которые на каждом шагу пользуются услугами "Майкрософт"».

Легенды о тактике сильной руки, применяемой Гейтсом, знают все. В

1985г. когда Джон Скалли из "Эппл" разрабатывал язык "МакБейсик" для

своего персонального компьютера "Макинтош", Гейтс пригрозил остано-

вить действие купленной "Эппл" лицензии на использование программ,

которые "Майкрософт"; разботала для "Эппл-П", если Скалли не закроет

проект "МакБейсик". Учитывая, что дела с линией "Макинтоша" тогда об-

стояли плохо, а необходимые для многих счетов средства поступали только

с линии "Эппл-П", Скалли оставалось, как согласиться.

Многие клиенты и конкуренты уважают Гейтса и восхищаются им. Джон

Роуч, высшее административное лицо компании "Тэнди", говорит: "В этой



отрасли нет никого более надежного, чем Билл Гейтс". Гейтсу известны пла-

ны дальнейшего развития продукции большинства ведущих производителей

компьютеров. Другие считают Гейтса надменным и слишком амбициозным.

Они утверждают, что осведомленность о деловых планах такого большого

числа компаний дает ему незаслуженное преимущество и создает потенциаль-

ный конфликт интересов. Другие, однако же, ждут не дождутся, когда "Аи

Би Эм" решит, что она стала уязвимой для Гейтса и "Майкрософта", и прекра-

тит свои отношения с ними.

Вопросы к кейсу:

1) Влиятелен ли Билл Гейтс? Обладает он больше властью или харизмой?

2) Какой тип власти он использует?

3) Можно ли назвать Гейтса лидером?

4) Использует ли Билл Гейтс для своего влияния такие методы, как убеждение или вовлечение трудящихся в принятие решений?

Зачетное задание № 3

1. Составить сравнительную таблицу личностных теорий лидерства.

2. Напишите десять ключевых качеств, требуемых для эффективного лидерства в современном бизнесе. Проранжируйте их. Определите, какие их

этих качеств присущи вам.

Тема 3. Поведенческое и ситуационное лидерство

Вопросы для обсуждения

1. Классификация стилей лидерства К.Левина

2. Поведенческие теории лидерства.

3. Ситуационные теории лидерства.

Практические задания

Проверьте собственную предрасположенность к стилю лидерства на основе следующей тестовой методики.

Предлагается в утвердительной форме объективно ответить на во-

просы, касающиеся вашего характера, отношений, привычек, склонностей;

обвести кружком номера тех из них, которые соответствуют вашему пове-

дению и отношению к людям. Если вы никогда не сталкивались с некото-

рыми из этих ситуаций, постарайтесь представить, как бы вы могли пове-

сти себя в них. Вопросы к тесту представлены в Приложении 1.

Приложение 1

Вопросы теста



1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно меня

слушали.

2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.

3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.

4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.

5. Мои родители редко заставляли делать меня то, что я не хотел.

6. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

7. Я очень напряженно работаю т.к. не могу положиться на своих коллег.

8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерений

делать что-либо.

9. Я умею объективно оценить свое окружение, выделив в нем сильных,

средних и слабых людей.

10. Мне приходится часто советоваться со своими друзьями, прежде чем

принять ответственное решение.

11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражение.

12. Уверен, что мои оценки успехов и неудач моих знакомых и друзей точ-

ны и справедливы.

13. Я всегда требую от своего окружения неукоснительного принятий моей

точки зрения.

14. Мне легче работать одному, чем с кем-то.

15. Многие считают меня чутким и ответственным человеком.

16. Мне кажется, что от коллектива (группы) нельзя ничего скрывать — ни

плохого, ни хорошего.

17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с

людьми.

18. Я игнорирую коллективное мышление.

19. Чтобы не подорвать свой авторитет среди друзей и знакомых, я нико-

гда не признаю своих ошибок.

20. Мне часто для эффективной работы не хватает времени.

21. На грубость я всегда стараюсь найти ответную реакцию, не вызываю-

щую конфликта.

22. Я делаю все, чтобы люди охотно принимали мои идеи.

23. С одногруппниками у меня очень тесные контакты и приятельские от-

ношения.

24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.

25. Я пытаюсь вырабатывать универсальный стиль принятия решения,

подходящий для большинства ситуаций.

26. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем вы-

ступать против него.

27. Мне кажется, что людей нужно хвалить за каждое, пусть даже самое

незначительное достижение.

28. Я не могу критиковать человека в присутствии других людей.

29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.

30. Я часто теряю от возбуждения контроль за своими чувствами.

31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди своих одногруппни-

ков, то уважение ко мне значительно повысилось бы.

32. Я иногда проявляю равнодушие к интересам и увлечениям одногрупп-

ников.

33. В решении сложных коллективных задач я уступаю мнению более гра-

мотных одногруппников.

34. Мне нравится анализировать и обсуждать с одногруппниками их про-

блемы.

35. Мои одногруппники достаточно часто помогают мне принять решение.

36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с

одногруппниками, которых всегда можно поставить на место.

37. Я всегда добиваюсь выполнения своих решений наперекор обстоятель-

ствам.

38. Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, тре-

бовать от них дополнительных усилий.

39. Чтобы лучше понять человека, я стараюсь представить себя на его ме-

сто.

40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким — подчинен-

ным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни пани-

братства.

41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы моего

окружения.

42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от

этого большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

43. Родители заставляли меня подчинятся даже тогда, когда я считал это

неразумным.

44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.

45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.

46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам одногрупп-

ников.

47. Главное в руководстве группой — распределить обязанности.

48. Эффективность лидерства достигается тогда, когда остальные суще-

ствуют лишь как исполнители воли командира.

49. Подчиненные — безответственные люди, поэтому их нужно постоянно

контролировать.

50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и

ни во что не вмешиваться.

51. Для более качественного лидерства нужно поощрять наиболее способ-

ных и строго наказывать нерадивых.

52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.

53. Мне приходится часто объяснять неудачи в жизни объективными об-

стоятельствами.

54. Считаю, что нарушителя дисциплины нужно строго наказывать.

55. В критике недостатков одногруппников я беспощаден.

56. Иногда мне кажется, что в группе я лишний человек.

57. Прежде чем упрекать человека, я стараюсь его похвалить.

58. Я хорошо взаимодействую с коллективом (группой) и считаюсь с его

мнением.

59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.

Пояснения к тесту:

Тема 4. Лидер и команда

Вопросы для обсуждения

1. Лидерство при работе с командой.

2. Командные роли по Белбину.

3. Модель PERFORM в организации.

4. Стили лидерства в команде.

Практические задания

1. Тестирование группового взаимодействия.

Внимательно прочитайте ситуации, описанные ниже, и выберите тот

вариант своих действий в них, который бы вы выбрали.

1.1. Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего

непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для со-

гласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно

начать работу.

Выберите предпочтительное решение:

A. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.

B. Сначала буду выполнять задание, наиболее важное, на мой взгляд.

C. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

D. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

1.2. Между двумя вашими коллегами возник конфликт, который ме-

шает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам

с просьбой, чтобы вы поддержали его позицию.

Выберите свой вариант поведения в этой ситуации.

A. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные взаи-

моотношения – это их личное дело.

B. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей тре-

тьей, незаинтересованной стороны.

C. Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и

найти приемлемый для обоих способ примирения.

D. Выяснить, кто служит авторитетом для конфликтующих и попытаться

через него воздействовать на этих людей.

1.3. Когда вам случается общаться с одногруппниками или в нефор-

мальной обстановке, во время отдыха, к чему вы более склонны?

A. Вести разговор, близкий вам по институтским интересам.

B. Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать

свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить другого.

C. Разделять общую тему разговора, не навязывать своего мнения, поддер-

живать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активно-

стью, а только выслушивать собеседников.

D. Стремиться не говорить о своих проблемах, быть посредником в обще-

нии, быть непринужденным и внимательным к другим.

1.4. Мысленно смоделируйте ситуацию: подчиненный второй раз не

выполнил ваше задание в срок хотя обещал и давал слово, что подобного

случая больше не повторится.

Как бы вы поступили?

A. Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине,

предупредив в последний раз.

B. Не дожидаться выполнения задания, поговорить с ним о причинах по-

вторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.

C. Посоветоваться с опытным сотрудником, пользующимся авторитетом в

коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого сотрудника нет,

вынести вопрос о недисциплинированности работника на собрание кол-

лектива.

1.5. В самый напряженный период завершения важного коллектив-

ного задания, руководителем которого назначены вы, один из членов ва-

шей подгруппы заболел. Каждый член подгруппы занят выполнением сво-

ей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок.

Как поступить в это ситуации?

A. Посмотрю, кто из колег меньше загружен, и распоряжусь: “Вы возьмете

эту работу, а вы поможете доделать это”.

B. Предложу подгруппе: “Давайте вместе подумаем, как выйти из создав-

шегося положения”

C. Попрошу наиболее активных представителей подгруппы высказать свои

предложения, предварительно обсудив их с другими, затем приму реше-

ние.

D. Вызову к себе самого опытного и надежного члена подгруппы и попро-

шу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

1.6. У вас создались натянутые отношения с одногруппником, вместе

с которым вам поручено общее задание. Допустим, что причины этого вам

не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не стра-

дало дело.

Что бы вы предприняли в первую очередь?

A. Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить ис-

тинные причины натянутых взаимоотношений.

B. Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по от-

ношению к нему.

C. Обращусь к нему со словами: “От наших натянутых взаимоотношений

страдает дело. Пора договориться, как работать дальше.”

D. Обращусь к другим одногруппникам, которые в курсе наших взаимоот-

ношений и могут быть посредниками в их нормализации.

Таблица 5

Ответы на ситуации

Номер ситуации Тип ориентации
Д П С О
1.1 B A D C
1.2 A D C B
1.3 A D B C
1.4 A C B D
1.5 A B D C
1.6 C D B A

Тест измеряет четыре типа склонностей или ориентаций человека на

выражение своей личной позиции в командных взаимоотношениях.

Разъяснения к результатам тестирования.

Если наибольшее количество ответов соответствует варианту Д –

при решении различных вопросов и построении взаимоотношений с колле-

гами вы ориентированы прежде всего на интересы дела. Безусловно, это

заслуживает одобрения, однако мы советуем вам также обратить внимание

на “человеческий фактор”, так как этот параметр также оказывает значи-

тельное влияние на продуктивность работы людей.

Если преобладает вариант П – вы ориентированы прежде всего на

психологический климат и взаимоотношения в команде. Люди в вашем

окружении чувствуют себя достаточно комфортно, но не забываете ли вы

при этом об интересах дела?

Если преобладает вариант С – в деловых вопросах вы ориентированы

на самого себя. Вы предпочитаете самостоятельно решать все вопросы,

брать ответственность на себя, активно влиять на ситуацию. Советуем вам

больше обращать внимание на инициативы других людей, давать им воз-

можности проявить себя.

Если преобладает вариант О – больше всего вы ориентированы на

официальную субординацию. Вы четко выполняете все требования выше-

стоящего руководства, и требуете того же от других. Подумайте, не было

ли в вашей практике случаев, когда слепое следование официальным нор-

мам приводило к снижению ожидаемых результатов?

Зачетное задание № 6

1. Найти в литературе классификацию командных ролей, отличную от

классификации Белбина. Дать сравнительную характеристику этим подхо-

дам в письменной форме.

2. Проанализировать, какая из ролей, в соответствии с классификацией

Белбина, подходит в большей степени вам. Хотелось бы вам ее изменить?

Напишите эссе на эту тему.

Вопросы для обсуждения

1. Основы ролевого лидерства по И. Адизесу.

2. Результативность в лидерстве (Р-функция).

3. Администрирование в лидерстве (A-функция).

4. Предпринимательство в лидерстве (E-функция).

5. Интеграция в лидерстве (I-функция).

Зачетное задание № 7

1.Дайте краткую характеристику ролевому лидерству по И.Адизесу, опираясь на следующие вопросы

· Как правильнее всего вести себя с носителями стилей (Р), (А), (Е),

· (I)?

· Охарактеризуйте процесс внедрения решений носителей стилей.

· Каков процесс управление персоналом носителями стилей.

· В чем специфика процесса управления изменениями носителями

разных стилей?

· Как улучшить качество коммуникации носителей стилей (P), (A), (E)

и (I)

· Как улучшить поведение носителей различных стилей лидерства?

· Какую систему вознаграждений предпочитает носитель каждого стиля)?

· Для какого стиля неприемлемо наказание?

· Как разрешать конфликты с носителями разных стилей?

· Каким образом формируется команда из носителей разных стилей

лидерства?

· . Объясните, кто, с кем и почему конфликтует ? Кто больше

всех конфликтует и почему По схеме PAEI

2. Дайте краткую характеристику стилей эффективного лидерства.

Может ли быть идеальное лидерство?

2. Попробуйте охарактеризовать себя согласно коду PAEI.

Составила ст. преподаватель З.Т.Сайфутдинова

Типичная деятельность, связанная с руководством и лидерством

Содержание деятельности Относится к
руководству лидерству
1.Составление краткосрочных планов
2.Руководство на примерах
3.Расстановка кадров на выполнение соответствующей работы
4.Приобретение и распределение ресурсов
5.Мониторинг выполнения работ
6.Помощь в организации командной работы
7.Сообщение полномочий и воспитание ответ- ственности
8.Разрешение конфликтов
9.Преодоление проблем, связанных с дисципли- ной
10.Помощь коллегам в приобретении навыков эффективной работы
11.Создание условий для мотивации членов команды с целью достижения высоких результатов 12.Воодушевление сотрудников на преодоление трудностей и использование новых методов работы
13.Беседа с людьми о принятых и согласованных направлениях развития, целях и стратегии
14. Стимулирование членов команды к выдвижению идей

Практические задания

1. Оценить свою предрасположенность к лидерству.

Данная методика позволяет получить информацию о предрасполо-

женности к лидерству, зависящей от биологически и генетически зак-

репленных типологических признаков. Методика предусматривает прове-

дение трех проб.

* Определение ведущего глаза.

* Переплетение пальцев.

* Скрещивание рук.

Проба «определение ведущего глаза».Необходим лист белой бу-

маги размером 5x10 см с отверстием 1x1 см в центре. Фиксируйте предмет,

находящийся на расстоянии 2—3 метров, глядя на него через отверстие в

листе бумаги двумя глазами (лист надо держать на расстоянии 30—40 см

от глаз). Поочередно закройте правый и левый глаз. Ведущим считается

тот, при закрытии которого предмет исчезает из поля зрения.

Проба «переплетение пальцев».Переплетите быстро, не задумыва-

ясь, пальцы. Повторите процедуру несколько раз. Если сверху всегда ока-

зывается большой палец правой руки, то она у вас преобладает. Если свер-

ху ложится большой палец левой руки, то ведущая рука, соответственно,

— левая.

Проба «скрещивание рук»(или «поза Наполеона»). Скрестите

быстро, не задумываясь, руки на уровне груди. Если правая кисть ложится

первой на левое предплечье, оказываясь на нем сверху, а левая рас-

полагается под правым предплечьем, значит, ведущей является правая ру-

ка и наоборот.

Исследования, проведенные среди большого количества руководите-

лей по данной методике, позволили прийти к следующим выводам. В

группе «лучших» руководителей наблюдались такие три профиля типиче-

ских особенностей:

- сочетание правого ведущего глаза, левого типа переплетения

пальцев и правого типа скрещивания рук (тип П-Л-П);

- сочетание правого ведущего глаза, правого типа переплетения

пальцев и правого типа скрещивания рук (тип П-П-П);

- сочетание левого ведущего глаза, левого типа переплетения паль-

цев и левого типа скрещивания рук (тип Л-Л-Л).

Средней психологической пригодности к управленческой деятельно-

сти соответствовали профили П-Л-Л, Л-П-П, Л-П-Л, низкой — соответ-

ственно Л-Л-П и П-П-Л.

Отмечается, что руководители с левым ведущим глазом более кон-

сервативны и скептичны, чем с правым. Они мыслят несколько медленнее

по сравнению с «правоглазыми». У них сильнее выражено стремление к

признанию, они более агрессивны и устремлены к независимости. «Лево-

глазые» более тревожны, более эмоциональны, менее устойчивы к стрессу,

менее адаптивны, хотя и более активны.

«Правоглазые» являются более гибкими, спокойнее относятся к пе-

ременам, не боятся нового. Их поведение более адаптивно, они социабель-

нее и контактнее, чем «левоглазые». У них меньше выражена потребность

в самоизоляции и больше — в единении.

Работники с правым типом переплетения пальцев более недоверчи-

вы, фиксированы на неудачах, склонны к соперничеству. У них ярче вы-

ражена самодостаточность, стремление к независимости, самостоятель-

ности. С левым типом — более социабельны, доверчивы, уступчивы и тер-

пимы. У них ярче выражена предрасположенность к групповой деятельно-

сти и «чувство локтя».

Зачетное задание № 2

1. Подготовить презентацию на тему «Великие бизнес-лидеры истории».

2. Подготовить эссе на тему «Лидерами рождаются или становятся?»( объём др 1 стр. печатного текста)

Тема 2. Личностные теории лидерства

Вопросы для обсуждения

1. Теории личностных качеств лидерства.

2. Личностные характеристики лидера.

3. Социальные характеристики лидерства.

Практические задания Проанализировать ситуацию (кейс)


tipologiya-turizma-osobennosti-i-perspektivi-razvitiya-vidovih-spt.html
tipologiya-uprazhnenij-ispolzuemih-v-treninge.html
    PR.RU™