Типы специализации производственных подразделений

Важнейшей частью этой структуры является состав и специализация основных и вспомогательных цехов и служб предприятия. Основные цехи предприятия имеют либо технологическую, либо предметную специализацию.

Технологической называется специализация, при которой цех осуществляет совокупность однородных технологических процессов, например, литейных, штамповочных, механообрабатывающих, гальванических, сборочно-монтажных и др. В каждом из них выполняется только часть процесса изготовления изделия, а весь процесс распределяется между многими цехами. Это обуславливает сложность межцеховых связей, увеличение длительности производственного цикла изготовления изделий и создаёт значительные трудности для управления производством на межцеховом уровне.

Предметной называется специализация, при которой каждый цех предназначен для выпуска ограниченной номенклатуры деталей или сборочных единиц, процесс изготовления которых замыкается в пределах одного или нескольких цехов. Это предельно упрощает межцеховые связи и межцеховое управление производством и существенно сокращает длительность производственного цикла изготовления изделий.

Важной составной частью производственной структуры предприятия является также состав и специализация цехов и служб вспомогательного производства, таких, как инструментальные, ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный, энергетический, транспортный, складское хозяйство, службы снабжения, сбыта и другие подразделения предприятия.

Производственная структура цеха - это состав его специализированных подразделений и предметно-технологических связей между ними.

При технологической специализации цех состоит из участков с технологически однородным, а иногда и близким по габаритам оборудованием. Так, механический цех может включать токарный, фрезерный, сверлильный и другие участки. Достоинствами такой специализации участков является относительно высокая и равномерная загрузка оборудования, быстрое и без существенных перестроек освоение выпуска новых изделий. Её недостатками являются сложность технологических маршрутов изготовления изделий и связей между участками, большая длительность циклов изготовления изделий, сложность внутрицехового управления производством.

При предметной специализации цех разбивается на предметно-замкнутые участки, каждый из которых специализирован на выпуске относительно узкой номенклатуре изделий, имеющих схожее конструктивно-технологические признаки, и реализует законченный цикл их изготовления. Оборудование этих участков располагается так, чтобы обеспечить более полную реализацию принципа прямоточности по отношению ко всей совокупности закреплённых за участком изделий.



Организация предметно-замкнутых участков обуславливает почти полное отсутствие производственных связей между участками, обеспечивает экономическую целесообразность использования высокопроизводительного специализированного технологического оснащения, позволяет получить минимальную длительность производственного цикла изготовления изделий, упрощает управление производством внутри цеха. Её недостатками является невозможность в ряде случаев полной загрузки высокопроизводительного специализированного оборудования, малая гибкость и необходимость замены оборудования при освоении выпуска новых изделий.


Тема 3. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Понятие и цели планирования

В обществе с высоким уровнем технического, культурного и экономического развития такой инструмент как планирование, является неизбежным помощником в процессе управления.

Как государственные, так и частные организации должны в сложной ситуации планировать свои цели и свою деятельность. Так, федеративное государство занимается планированием в области социальной безопасности, транспорта, обороны, международных отношений, а также планированием федеральных налогов, и соответственно, налогов на доход, корпоративного налога и налога с оборота. На частных предприятиях планируется сбыт, производство, хранение, снабжение, инвестиции и персонал. Наконец, на уровне домашнего хозяйства в качестве предмета планирования можно выбрать свой доход, потребление, экономию средств, образование, обеспечение в старости, имущество, строительство дома и путешествия.



Планирование может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Общими являются следующие признаки:

- упорядоченный процесс;

- обработка информации;

- разработка проекта;

- направленность на достижение определенных целей;

- отношение к будущему.

Цели планирования. Высшая цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.

Из этой главной цели вытекает ряд частных целей планирования. Различают следующие цели планирования:

- направленность целей (путем планирования цели более низкого порядка и действия лиц и отделов согласуются с целями более высокого порядка);

- раннее предупреждение (планирование позволяет путем прогнозирования проблем своевременно принимать решения или превентивные меры);

- координация частных планов (при помощи планирования согласуют решения отдельных проблем и избегают этим их непредвиденного воздействия друг на друга, препятствующего их реализации);

- подготовка принятия решений (в процессе планирования анализируются выявленные проблемы и исследуются те альтернативы, которые могут привести к достижению целей);

- определение основных методов контроля (путем планирования становится возможным сравнивать желаемые параметры плана как с прогнозом, так и с фактически достигнутыми величинами и одновременно следить за предпосылками последующего планирования);

- информация сотрудников (при помощи планирования можно соответствующим образом извещать сотрудников о целях, альтернативах, применении средств, ограничениях и сроках);

- мотивация сотрудников (сотрудничество в процессе разработки плана, а также при согласовании плановых заданий позволяет стимулировать работу сотрудников по выполнению плана, т.е. стимулировать достижение производственных и личных целей).

Частные задачи планирования.Из названных целей планирования вытекает ряд частных задач. Тот, кто планирует, должен иметь полную ясность о целях, т.е. о том:

- каким целям нужно следовать вообще;

- из каких подцелей состоят цели более высокого ранга;

- для какого периода времени выбираются цели;

- какие шансы и риски связаны с выбранными целями.

Тот, кто планирует, должен знать, какие значения параметров внешней среды на которые он, как правило, не может влиять (природные явления, законы, рыночные условия), могут оказать влияние на его действия и поступки. Это влияние состоит в том, что данные окружающей среды, как правило, ограничивают пространство возможных действий планирующего лица.

Тот, кто планирует, должен знать все внутренние данные, показывающие ограничения и невозможность изменений своего собственного предприятия (местоположение предприятия, сотрудники, техника, мощности машин и механизмом, границы рынка, система сбыта), то, что на планируемый период следует рассматривать как неизменную данность. Их влияние также состоит и том, что они ограничивают пространство возможных действий.

Тот, кто планирует, должен владеть самой обширной информацией о тех параметрах, которые могут быть изменены им в течение планового периода. Эти переменные при решении являются центральными величинами его активных действий, их он может представлять как независимые альтернативы для принятия соответствующих решений. Все множество допустимых решении составляет свободное пространство возможных действий, так называемую область допустимых значений.

Тот, кто планирует, нуждается в информации о возможностях пересмотра решений. Планирующий должен знать, в каком объеме могут быть пересмотрены, модифицированы и уточнены в последующие периоды те решения, которые он принял ранее. Решения, принятые на длительную перспективу и не пересматриваемые в плановом периоде, связаны с рисками для достижения успеха.

3.2 Основные фазы планирования

При освещении задач планирования описывается ряд методов планирования.

Первой фазой процесса планирования является формулирование целей.

Формулирование целей – это создание точной, структурированной и пригодной к реализации системы норм для последующих действий. В планировании эта фаза имеет особый вес в том случае, если у предприятия еще нет системы четко сформулированных целей. Отдельными задачами при формулировании целей являются:

- поиск целей;

- уточнение целей;

- структурирование целей;

- проверка реализуемости целей;

- выбор целей.

Поиском целей называются те мероприятия, при которых устанавливаются исходные цели высшего порядка. Из исходных целей выводятся отдельные цели низшего порядка различного ранга. Низшие цели находятся в отношении соподчиненности высшим. Возможные цели проверяются систематически измерением их соответствия исходным целям.

Уточнение целей означает наиболее точное определение содержания цели, формы, терминов, носителей и ограничений отдельных целей. Уточнение целей и поиск целей очень тесно связаны между собой. Цели, которые формулируются точно, позволяют проводить более точное планирование и контроль, и тем самым повышают действенность всех инструментов управления предприятием.

При структурировании целей стремятся к иерархическому упорядочению всех найденных целей. При этом возможны различные иерархии целей (системы целей).

«Телеологическая» иерархия целей возникает в том случае, когда цели высшего и низшего порядка находятся в отношении «цель и средство».

Логическая иерархия целей исходит из применения определенной сети понятий. Если прибыль периода Р определяется как Р = (доход периода) – (затраты периода), то прибыль периода считается целью более высокого порядка, чем доход и затраты.

Еще одной иерархией целей является иерархия по приоритетам. В ней как цели высшего порядка рассматриваются те цели, которым отдается более высокий приоритет при их реализации.

Иерархия целей по их соотношению при принятии решений может быть сформирована на основе учета значения целей для модели принятия решения. При этом основные цели отличаются от побочных целей (побочных условий).

Следует назвать еще и организационную иерархию целей, которая формируется элементами системы управления предприятием и ведет к разделению целей предприятия, целей подразделений, целей отделов и должностных целей. Эта иерархия целей выдвигается на первый план в том случае, если необходимо согласовать между собой систему управления и систему целей.

Принцип проверки реализуемости целей направлен на то, чтобы определить, достижимы ли, осуществимы ли отдельные цели с позиции структуры системы целей, наличия персонала, технико - экономических условий. Структурно-целевой аспект охватывает отношения целей по их совместимости. При этом цели могут оказаться как совместимыми, так и несовместимыми. Совместимые цели могут быть нейтральными и дополняющими друг друга, а в предельном случае – идентичными.

При несовместимых целях речь идет о конкурирующих, а в экстремальных случаях – об антагонистических целях. Технико - экономический аспект должен показать, насколько реально избрана цель для данных условий рынка, мощностей, применения капитала и т.д. (степень ее реализации, уровень требований). Анализ целей в кадровом аспекте должен выявить, насколько квалификация и компетенция, а также мотивация сотрудников достаточны для достижения поставленных целей.

Под выбором целей (принятием решений по целям) следует понимать действия, ведущие к принятию решения по той системе целей, которые будут фактически реализовываться.

Второй фазой процесса планирования является диагностика проблем. Диагностика проблем – это выявление отклонения между представлением о цели и прогнозируемым состоянием объекта на какой-либо период планирования. В связи с планированием проблему обозначают как отклонение между фактическим и будущим прогнозируемым состоянием. Величину отклонения можно обозначить как «проблемный пробел».

Третьейфазой является поиск альтернатив. Альтернатива – это способ достижения поставленной цели, отличный от других возможных способов. Как правило, альтернатива состоит из комбинаций определённых переменных, формирующих решение, которые называются мероприятиями. При изменении переменных получают определённую альтернативу, при этом следует иметь в виду, что различные альтернативы с разной степенью успеха ведут к цели, а тем самым к решению проблемы.

В тех случаях, когда решение проблемы допускает несколько альтернатив, для каждой из них может быть составлен альтернативный план. Если хотят решать проблему системно и полно, то всегда важно знать, какие альтернативы могут быть реализованы с учётом экономических, технических, социальных, правовых, а также экологических условий. Все альтернативы, которые могут быть осуществлены, составляют область допустимых значений.

Область допустимых значений (пространство решений) – это множество пригодных для реализации альтернатив, которыми располагает в данный момент составитель плана. Эти альтернативы должны быть сформулированы так, чтобы они исключали друг друга.

Под поиском альтернатив понимается систематическое выявление, формулирование и анализ способов достижения целей.

Четвёртая фаза процесса – прогнозирование.

Прогнозирование и планирование являются некоторой системой методических приемов, выполнение которых в определенной последовательности позволяет обеспечить эффективность решений. В директивной экономике была принята классификация прогнозов и планов на основе одного внешнего для реальных экономических процессов параметра – календарного периода. При этом сложилась практика формирования текущих, кратко-, средне-, долгосрочных планов и программ, соответственно, на один год, 5, 10 и 20 лет. Главным недостатком такого подхода является то, что один и тот же календарный период охватывает различные доли, например, жизненного цикла товара.

Экономика переходного периода. Для такой экономики характерны стремительные структурные изменения как во внешней среде, так и внутри ОПС. Для экономики переходного периода с высокой скоростью изменения ситуации использование календарного периода, как единственного параметра классификации планов, затрудняет и(или) может делать невозможным практическое использование планов в менеджменте. Например, кому из практических деятелей переходной экономики в настоящее время покажется целесообразным разрабатывать перспективный план на 20 лет.

По типу информации, используемой при прогнозировании, можно выделить следующие методы:

- экспертное прогнозирование (интуитивная информация);

- математическое прогнозирование (использует знание математических зависимостей между параметрами и статистические данные о параметрах);

- прогнозирование по аналогии;

- комплексное прогнозирование.

Оценка альтернатив и принятие решений. После выполнения задач фазы выработки целей, диагностики проблем, поиска альтернатив и прогнозирования составитель плана или плановая группа способны разработать ограниченное число планов, которые могут быть подвержены проверке на их целевую эффективность. Поскольку только один план может быть предложен для реализации, следует принять решение по разработанным альтернативным планам.

Принятие решения – это выбор оптимальной альтернативы при заданной цели с учетом побочных условий.

Решение о том, чтобы принять альтернативный план, является актом рационального выбора, который не может обойтись без системы оценки и соподчинения. С точки зрения логики принятия решений оценка – это величина, характеризующая степень достижения цели при помощи альтернативы.

3.3 Система планирования на предприятии

Составные части плана:

- цели;

- прогнозируемые данные;

- постановка проблемы;

- находящиеся в распоряжении средства (имущество и др.);

- отдельные мероприятия и их комбинации;

- лица, ответственные за планирование;

- временные условия и сроки;

- прогнозируемые последствия.

В хозяйственной практике в конечной форме планы содержат большей частью только некоторые из перечисленных здесь составных частей. Однако в частных планах, лежащих в основе планирования, как правило, можно обнаружить многие из названных выше составных частей.

Система планирования – это упорядоченная структура отдельных частей планирования.

По срокам различаются следующие ступени (виды) планирования:

- стратегическое рамочное планирование;

- долгосрочное планирование;

- среднесрочное планирование, бюджетное планирование, скользящее краткосрочное планирование.

Рамочное планирование формулирует только глобальные цели и стратегии, соотносимые с временными отрезками от 10 до 20 лет. Оно служит для оценки возможностей долгосрочного развития на основе приблизительных прогнозных тенденций народного и мирового хозяйства, народонаселения, технологий и т.д. В этом проекте может быть, однако, намечено приблизительно только расширение производственной программы по некоторым группам продукции. Рамочный план разрабатывается регулярно в виде централизованного плана или нерегулярно в виде объектного плана централизованно или децентрализованно.

Долгосрочное планирование конкретизирует программы инвестиций и выпуска продукции вплоть до планового горизонта, специфичного для определенной группы продукции и охватывает, как правило, отрезок времени до 10 лет. Специфика горизонта планирования в рассматриваемой отрасли определяется длительностью периода, нужного для разработки нового типа автомобиля, который длится, как показывает опыт, от трех до пяти лет (время от формулирования цели до готовности к серийному выпуску). При этом планирование инвестиций может перешагнуть за названный горизонт планирования. Долгосрочный план составляется по меньшей мере один раз в год.

Задачей среднесрочного планирования является создание предпосылок для реализации программ долгосрочного планирования с финансовой, экономической и технической точек зрения. Его временной промежуток – около пяти лет и он определяется прежде всего потребностью во времени, необходимом для капиталовложении и, особенно, для подготовки оборудования и помещений, изготовления специального инструмента и т.д. Срок в пять лет считается также приемлемым для принятия решений по инвестициям, а также для контроля со стороны наблюдательного совета. Среднесрочное планирование проводится по крайней мере один раз в год в виде децентрализованного планирования.

Путем бюджетного планирования разрабатывается по деталям точный проект, который рассматривается как план выполнения долго- и среднесрочных целей. Направляющими целями служат в первую очередь отношения между доходами и расходами либо высокий уровень загрузки мощностей. Бюджет используется как инструмент управления, поэтому продолжительность этого вида планирования – от месяца до квартала.

Скользящее краткосрочное планирование покрывает временное пространство в 21 месяц с подразбивкой на месячные или квартальные планы. Разработка планов производится либо помесячно либо поквартально. Цель краткосрочного планирования – предусмотреть развитие бизнеса в течение месяца, рассчитать влияние отклонения результатов работы от плана на планирование всего планового горизонта и гибко управлять этим развитием. Техническая и экономическая адаптация текущих операций стоит, таким образом, в центре этого планирования. Одновременно оно становится постоянным средством коррекции бюджетного, средне- и долгосрочного планирования. Под скользящим планированием понимается планирование, которое состоит в постоянной корректировке последующих частных планов на основе результатов выполнения предыдущих планов.

Практическое выполнение процесса планирования требует, однако, уточнения некоторых вопросов: выбор методов, моделей, способов и технических приемов на отдельных фазах планирования. К ним относятся выбор инструментов планирования; учет в процессе планирования юридических норм; разработка плановой документации и др. Действительно, в любом процессе планирования присутствует комплексное формирование связей между величинами воздействия, признаками форм планирования и его последствий.

Характеристики систем планирования.Можно назвать следующие особенности систем планирования:

1. Уровень документального обеспечения.

Для согласования и плановых расчетов, а также контроля планов имеет большое значение, чтобы их важнейшие составные части были выполнены в письменной форме. Хорошая плановая документация облегчает выполнение вышеуказанных задач и положительно влияет на достижение цели. Хорошая система документации может стоить дорого, но приходится идти на эти затраты.

2. Уровень организованности.

Под уровнем организованности следует понимать строгость установленного в системе планирования организационного режима. Неорганизованность и отсутствие способности к импровизации, конечно, снижают гибкость системы планирования. Система планирования с разумной степенью организованности оптимальным образом адаптируется к меняющимся условиям внешней среды.

3. Уровень стандартизации.

В отношении планирования стандартизация означает унификацию планов, процессов и техники планирования, вспомогательных средств при планировании и т.д. Унификация обеспечивает порядок, при котором одинаковые проблемы планирования на разных дочерних предприятиях и на одном и том же предприятии в разные периоды планирования или в разных подразделениях решаются, исходя из одной и той же концепции.

4. Уровень точности.

Точность планирования означает уровень точности измерения характеристик объектов планирования, составных частей плана, а тем самым и содержания плана. Уровень точности, однако, не обязательно должен быть одинаковым для отдельных планов системы. Требования к уровню точности определяются тем, что один частный план составляется в виде приблизительного плана, а другой – как детально разработанный план.



tipichnij-kozerog-v-lyubvi-i-otnosheniyah.html
tipichnimi-strukturami-sbitovih-podrazdelenij-promishlennih-predpriyatij-yavlyayutsya-funkcionalnaya-tovarnaya-smeshannaya.html
    PR.RU™